Инфоурок Другое ПрезентацииОсновные направления эволюционного процесса

Основные направления эволюционного процесса

Скачать материал
Скачать материал "Основные направления эволюционного процесса"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные направления эволюционного процессаЗачетная работа 
по биологии 
учен...

    1 слайд

    Основные направления эволюционного процесса
    Зачетная работа
    по биологии
    учениц 11 класса «А»
    лицея им.В.Г. Сизова
    Заглада Юлии
    Маловой Марии
    Никоненко Анны

  • Цель: продолжить формирование научного мировоззрения, а именно формирование п...

    2 слайд

    Цель: продолжить формирование научного мировоззрения, а именно формирование понятия о направлениях, процессах и механизме эволюции, объясняющих многообразие живых организмов на Земле.
    Задачи:
    1. Определить разницу между макро – и микроэволюцией.
    2. Расчленить понятие о микроэволюция на частные понятия.
    3. Рассмотреть механизм аллопатрического и симпатрического видообразования.
    4. Ознакомиться с главными направлениями эволюции – биопрогрессом и биорегрессом.
    5. Рассмотреть на примерах ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.


  • Вопросы на повторение:

1.  Дать определение понятию «вид».

2.  Дать определ...

    3 слайд

    Вопросы на повторение:

    1. Дать определение понятию «вид».

    2. Дать определение понятию «популяция».

    3. Перечислить движущие факторы эволюции и дать им определения.

    4. Какие из движущих факторов эволюции являются направляющими, а какие ненаправляющими?

  • Эволюция – историческое изменение формы, организации и поведения живых сущ...

    4 слайд

    Эволюция – историческое изменение формы, организации и поведения живых существ в ряду поколений.

    Эволюция


    макроэволюция микроэволюция

  • Макроэволюция - надвидовая эволюция, в ходе которой виды еще больше обособ...

    5 слайд

    Макроэволюция - надвидовая эволюция, в ходе которой виды еще больше обособляются друг от друга, образуя более крупные систематические группы (семейства, отряды, классы, типы, царства, отделы).
    Семейство кошачьих (Felidae)

  • Микроэволюция - начальный этап эволюционного процесса, который протекает в...

    6 слайд

    Микроэволюция - начальный этап эволюционного процесса, который протекает внутри вида и приводит к образованию новых видов.
    Ушастая сова
    Полярная сова

  • Микроэволюция
                                   эл...

    7 слайд

    Микроэволюция
    элементарные эволюционные факторы

    направляющие ненаправляющие
    1. борьба за существование 1. дрейф генов
    2. естественный отбор 2. волны жизни
    3. мутация
    4. изоляция

    элементарная структура –
    популяция, насыщенная элементарным эволюционным материалом –
    мутациями

    элементарные эволюционные явления –
    изменение генофонда

    финетическая эволюция видообразование
    (приводит к возникновению (образование новых популяций,
    приспособления) видов, подвидов и т.д.)


  • Изолирующие механизмы

предзиготические           постзиготические  
(т.е. пр...

    8 слайд

    Изолирующие механизмы

    предзиготические постзиготические
    (т.е. предшествующие образованию (действуют после образования
    зиготы, создающие препятствия зиготы, приводят к снижению
    для спаривания особей, относящихся жизнеспособности или
    к разным популяциям) плодовитости гибридного
    потомства)


    экологические этологические

    географические временная изоляция

  • Географическое (аллопатрическое) видообразование

разрыв или расширение ареал...

    9 слайд

    Географическое (аллопатрическое) видообразование

    разрыв или расширение ареала

    изменение среды обитания и положения вида (популяции) в ней

    направление естественного отбора меняется

    отбор особей, наиболее приспособленных к новым условиям
    среды

    географическая изоляция

    репродуктивная изоляция

    образование нового вида


  • Экологическое (симпатрическое) видообразование

изменения места обитания внут...

    10 слайд

    Экологическое (симпатрическое) видообразование

    изменения места обитания внутри одного ареала

    изменение среды обитания и положения вида в ней

    изменение направления естественного отбора

    отбор особей, чьи признаки лучше подходят к новым условиям
    среды

    экологическая изоляция

    репродуктивная изоляция

    образование нового вида

  • Биопрогресс – возрастание приспособленности...

    11 слайд

    Биопрогресс – возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.

  • Биорегресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ум...

    12 слайд

    Биорегресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала.

  • Характерные особенности биопрогресса и биорегрессаБиологический прогрессчисла...

    13 слайд

    Характерные особенности биопрогресса и биорегресса
    Биологический прогресс
    числа

    особей

    вида
    Биологический регресс


    ареала
    числа
    новых
    видов,
    подвидов,
    популяций
    расширение
    сужение
    образование
    сокращение

  • Пути достижения биологического прогресса
   Идея о возможных путях биологичес...

    14 слайд

    Пути достижения биологического прогресса

    Идея о возможных путях биологического прогресса в процессе эволюции была разработана нашим крупным ученым-эволюционистом А.Н.Северцовым в 1925 г.

  • Ароморфоз (греч. airo – поднимаю; morphosis – образец, форма) – крупное э...

    15 слайд

    Ароморфоз (греч. airo – поднимаю; morphosis – образец, форма) – крупное эволюционное преобразование в строении и функциях организмов, одно из основных направлений эволюции живого мира.
    Формирование ароморфоза – очень длительный процесс, происходящий на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. По мнению А.Н.Северцова, ароморфозы обеспечили возникновение новых классов, отделов и типов организмов.

  • В эволюции живых организмов можно выделить несколько крупных ароморфозов:...

    16 слайд

    В эволюции живых организмов можно выделить несколько крупных ароморфозов: возникновение фотосинтеза, многоклеточности, полового размножения, приобретение постоянной температуры тела, появление головного мозга, прогрессивное развитие кровеносной и дыхательной систем, развитие челюстей у предков позвоночных животных, возникновение семян у растений и др.
    Схема строения нервной системы у живых организмов

  • Идиоадаптация (греч. idios- особый, своеобразный; лат. adaptatio – приспо...

    17 слайд

    Идиоадаптация (греч. idios- особый, своеобразный; лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) – частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. Не затрагивая общего уровня биологическое организации группы организмов, идиоадаптация ведет к появлению разнообразных приспособительных форм и вариантов группы в пределах одного уровня.

  • Примером идиоадаптации на уровне рода может служить разнообразие видов в...

    18 слайд

    Примером идиоадаптации на уровне рода может служить разнообразие видов вьюрков, обнаруженное Ч.Дарвином на островах Галапагосского архипелага. Все виды вьюрков имели сходный уровень организации, но, находясь в различных условиях отдельных островов, приобрели там совершенно разные свойства в размещении своих укрытий, постройке гнезд и особенно в способах добычи пищи. Все эти приспособления повлекли за собой изменения в облике вьюрков (форма клюва, размер головы, хвоста и всего тела), поведении и образе жизни.
    Исходный предок

  • Дегенерация (лат. degenero - вырождаюсь) – развитие организмов по пути ре...

    19 слайд

    Дегенерация (лат. degenero - вырождаюсь) – развитие организмов по пути резкого упрощения организации, связанного с исчезновением целых систем органов и функций.
    Упрощение биологической организации группы при соответствующем образе жизни организмов часто обеспечивает им большое процветание и вхождение видов в новую адаптивную среду. Поэтому дегенерацию можно рассматривать как приобретение организмами особых, принципиально новых адаптивных особенностей, хотя при этом эволюция выражена в виде утраты ряда органов.
    Примером могут служить регрессивные преобразования при переходе животных к неподвижному, сидячему образу жизни и при паразитизме.

  • Переход к паразитическому образу жизни у многих организмов сопровождаетс...

    20 слайд

    Переход к паразитическому образу жизни у многих организмов сопровождается резким упрощением ряда систем органов и даже полной потерей некоторых из них. Так, растение повилика, паразитирующая на многих цветковых растениях, полностью утратила способность к фотосинтезу, а ее мелкие чешуйчатые листья лишены хлорофилла. Паразитическое растение раффлезия Арнольди утратила все свои вегетативные органы, но, пользуясь питательными веществами других видов (виноградовых), развивает огромный цветок, диаметром около метра. Потерей системы пищеварения характеризуются многие черви-паразиты, приспособившиеся к жизни в кишечнике животных и человека. Например, свиной цепень (паразит человека) не имеет кишечника.

    А – власоглав, Б - острица

  • Соотношение между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией

    21 слайд

    Соотношение между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией

  • Пути осуществления главных направлений  эволюции органического мираДвижущие с...

    22 слайд

    Пути осуществления главных направлений эволюции органического мира
    Движущие силы эволюции
    Ароморфоз
    Дегенерация
    Идиоадаптация
    общее повышение организации или смена среды обитания
    развитие
    частных приспособлений к конкретным условиям

    упрощение организации
    образование отрядов, классов, типов
    образование видов, родов, семейств,отрядов
    исчезновение ряда
    органов
    БИОПРОГРЕСС
    БИОРЕГРЕСС

  • Закрепление пройденного материала        1. Назвать понятия, о которых идет р...

    23 слайд

    Закрепление пройденного материала
    1. Назвать понятия, о которых идет речь. Составить слово из первых букв каждого отгаданного термина.
    1) Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
    (Прогресс)
    2) Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов.
    (Ароморфоз)
    3) Снижение численности лишайников в густонаселенных районах.
    (Регресс)
    4) Зимняя спячка млекопитающих.
    (Идиоадаптация)
    5) Уровень организации живой материи – подсистема того уровня, который является структурной единицей эволюции.
    (Организм)
    6) Уменьшение ареала белых лебедей.
    (Регресс)
    7) Отсутствие ног у змей.
    (Дегенерация)
    Слово : ПРИРОДА

  • 2. О каком направлении эволюции идет речь?

1) Мутации, накопление, приспособ...

    24 слайд

    2. О каком направлении эволюции идет речь?

    1) Мутации, накопление, приспособление к определенным условиям –…
    идиоадаптация.

    2) Мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от сильного давления естественного отбора -…
    ароморфоз.

    3) Мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма -…
    дегенерация.

    4) Мутации, генотип, фенотип, значения экологического фактора вне нормы реакции -…
    регресс.

  • 3. Выполните вычисления.
1) Номер буквы «р» в имени автора эволюционной теори...

    25 слайд

    3. Выполните вычисления.
    1) Номер буквы «р» в имени автора эволюционной теории умножьте на количество разных типов естественного отбора. Запишите произведение.
    2) К количеству факторов эволюции прибавьте количество букв в слове, обозначающем прогрессивное направление эволюции, ведущее к образованию новых царств, типов и классов живых веществ.
    3) Из количества букв в слове, обозначающем направление и вид эволюции, приведшей к образованию ленточных червей-паразитов, вычтите количество видов прогрессивной эволюции.
    4) Из количества согласных в слове- антониме к слову «прогресс» вычтите число царств многоклеточных эукариотов.
    Все сложите и прибавьте количество видов в классе погонофор. Запишите сумму.
    Ответ: 34.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2020 832
    • PPTX 1.2 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кириллова Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кириллова Наталия Викторовна
    Кириллова Наталия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79925
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе