Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
[ МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ]
Студентки 4 курса Датиевой И.А.
2 слайд
Основные вопросы
Мышечное волокно. Типология мышечных волокон
Онтогенез мышечных волокон: эмбриональный период, постнатальное развитие
Динамика роста скелетных мышц
Работа мышц : виды мышечной работы, зоны мощности, экономичность мышечной работы
Вегетативные системы. Реакция вегетативных систем на нагрузку. Поддержание гомеостаза при мышечной нагрузке
Возрастные этапы становления энергетики мышечной деятельности
3 слайд
Рис. 1. Возрастные изменения массы скелетных мышц
Скелетные мышцы наряду с нервными структурами относятся к возбудимым тканям, составляющие их клетки — наиболее сложно устроенные в организме человека. С этим связано то обстоятельство, что мышечная ткань проходит очень долгий и многоступенчатый путь возрастного развития (рис. 1), претерпевая на этом пути несколько кардинальных перестроек.
4 слайд
Рис.2 Ультраструктура мышечной ткани человека:
А — мальчик 11 лет; Б — взрослый мужчина
Под микроскопом на продольном срезе мышечного волокна видна поперечная исчерченность, которая обусловлена тем, что его внутренние структуры периодически (через каждые 2–2,5 мкм) многократно повторяются (рис. 2).
5 слайд
Волокна I типа содержат «медленный» миозин. Это сравнительно тонкие волокна с большим содержанием митохондрий и миоглобина (аналог гемоглобина, содержащийся в самих мышечных волокнах), поэтому они имеют красный цвет и их называют еще «красные». В этих волокнах преобладает аэробная энергетика, наиболее экономичная, но зависящая от доставки кислорода. Эти волокна малоутомляемы и обеспечивают выносливость мышц.
Волокна II типа содержат «быстрый» миозин. Они примерно в 2 раза толще волокон I типа. Этот тип подразделяется на подтипы IIA и IIB.
Волокна типа IIB содержат много АТФ и креатинфосфата в цитоплазме, но мало митохондрий и миоглобина, поэтому их называют «белые». Их энергетика базируется главным образом на анаэробных гликолитических процессах и в гораздо меньшей степени зависит от доставки кислорода. Однако эти волокна быстро утомляются при нагрузке. Именно они определяют важнейшее качество — силу.
6 слайд
7 слайд
Рис. 3. Возрастные изменения волоконного состава скелетных мышц (m. quadriceps femori)
1 — волокна типа I; 2 — волокна типа IIA; 3 — волокна типа IIB
К моменту рождения количество волокон, включившихся в первый этап дифференциации, составляет в среднем 43 %
8 слайд
Рис. 4. Скорость роста массы тела и мышц конечностей у мальчиков школьного возраста
9 слайд
Рис. 5. Возрастные изменения функционального диапазона скелетных мышц и зон мощности
10 слайд
11 слайд
Следует иметь ввиду, что КПД системы есть произведение частных КПД всех элементов системы. КПД организма при мышечной работе представляет собой произведение следующих частных КПД:
КПД мышечного сокращения — 80 %;
КПД ресинтеза макроэргов — 90 %;
КПД транспортных систем организма — 60 %;
КПД биомеханических структур организма — 80 %.
12 слайд
Рис. 6. Возрастные и половые различия зависимости частоты пульса от уровня нагрузки
13 слайд
Рис. 7. Схема графического определения PWC170
f0 — пульс при первой нагрузке; fN — пульс при второй нагрузке; О и N — мощность первой и второй нагрузки. Стрелки указывают величину PWC170 на шкале мощности
14 слайд
Рис.8. Примеры нелинейных зависимостей параметров энергетического обмена от мощности мышечной работы
La — концентрация лактата в крови; QO2 — скорость потребления кислорода
15 слайд
В школьном возрасте ребенок проходит еще целый ряд этапов, только на последнем из них достигая «взрослого» уровня регуляции, функциональных возможностей и энергетики скелетных мышц:
16 слайд
1-й этап — возраст от 7 до 9 лет — период поступательного развития всех механизмов энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем;
17 слайд
2-й этап — возраст 9-10 лет — период «расцвета» аэробных возможностей, роль анаэробных механизмов мала;
18 слайд
3-й этап — период от 10 до 12–13 лет — отсутствие увеличения аэробных возможностей, умеренное увеличение анаэробных возможностей, развитие фосфагенного и анаэробно-гликолитического механизмов протекает синхронно;
19 слайд
4-й этап — возраст от 13 до 14 лет — существенное увеличение аэробных возможностей, торможение развития анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения; фосфагенный механизм развивается пропорционально увеличению массы тела;
20 слайд
5-й этап — возраст 14–15 лет — прекращение увеличения аэробных возможностей, резкое увеличение емкости анаэробно-гликолитического процесса, развитие фосфагенного механизма, по-прежнему, пропорционально увеличению массы тела;
21 слайд
6-й этап — период от 15 до 17 лет — аэробные возможности растут пропорционально массе тела, продолжают быстро рости анаэробно-гликолитические возможности, значительно ускоряется развитие механизмов фосфагенной энергопродукции, завершается формирование дефинитивной структуры энергообеспечения мышечной деятельности.
22 слайд
23 слайд
Вопросы
1. Расскажите о мышечных волокнах и их онтогенезе.
2. Какова динамика роста мышц?
3. Расскажите о видах мышечной работы. Что такое зоны мощности?
4. Перечислите функции вегетативных систем. Какова их роль в обеспечении мышечной работы?
5. Какие этапы становления энергетики мышечной деятельности вы знаете?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 660 953 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем САГОБУТДИНОВА ЛИЛИЯ КАМИЛЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.