Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Воспроизведение звуков в животном мире. Биоакустика.
Составитель: Порватова Л. В.
2 слайд
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Гигрорецепторы,
электрорецепторы
Механорецепторы
Хеморецепторы
Фоторецепторы
Терморецепторы
Соматосенсорная
Слуховая,
осязательная
Зрительные
системы
Обонятельная,
вкусовая
Осязательная,
Рис. 1. Классификация сенсорных систем (по Панову, 1980)
3 слайд
А
Б
В
А- Анализатор, создающий звуки
Б- Анализатор, воспринимающий звуки
В- объект, отражающий звуки
4
Рис. 1. Принципиальная схема строения механизма эхолокации
4 слайд
5
5 слайд
: а - усатых китов; б - зубатых китов; 1 - наружное ушное отверстие; 2 - слой кожного сала; 3 - слуховой проход и его зарастающая часть; 4 - соединительная ткань; 5 - барабанная перепонка; 6 - ушные косточки (молоточек, наковальня, стремечко); 7 - барабанная полость; 8 - барабанная кость (булла); 9 - каменистая кость; 10 - пространство, заполненное пеной; 11 - кости черепа; 12 - слуховой нерв; 13 - ушная пробка; 14 - улитка (по рейсенбаху де хаан и пурвесу).
7
6
5
4
3
2
8
6
6 слайд
1 - воздушные мешки, излучающие звуки; 2 - жировая подушка; 3 - череп; 4 - нижняя челюсть, проводящая звуки в ухо; 5 - барабанная кость и внутреннее ухо; 6 - предмет лоцирования (рыба); 7 - излученные звуковые волны; 8 - отраженные звуковые волны.
3
3
2
4
5
6
6
7
1
1
7
7
7
7 слайд
а, б - продольный разрез головы; в - проекция сверху: 1 – щель дыхала; 2 - верхний мешок; 3 - его отверстие в носовой канал; 4 - мускульная пробка, запирающая носовой канал; 5 - трубчатый мешок; 6 - соединительный проход с расширением; 7 - нижний (надмежчелюстной) мешок; 8 – его отверстие в носовой канал; 9 - кости черепа; 10 - носовой канал.
10
8
8
8 слайд
а - перед началом щелканий; б - в момент щелканий; в - к концу щелканий.
9
9 слайд
10
10 слайд
11
11 слайд
12
12 слайд
13
Возможности использования материалов в школьном
курсе биологии
13 слайд
Выводы
1. Сенсорные системы определяют возможности ориентации животных в пространстве;
2. Эхолокация позволяет определять положение объектов (размеры, формы) и собственное нахождение в окружающем пространстве при недостатке освещённости;
3. Механизм эхолокации у представителей наземно-воздушной (отряды рукокрылые и чешуекрылые) и водной (отряд китообразные) сред жизни функционирует по принципиально одинаковой схеме.
14
14 слайд
Спасибо за внимание!
15
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 160 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Купташкина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.