Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Иерархическое поведение
2 слайд
Неполиткорректный слайд: вершина иерархической пирамиды
Стихийно получивший руководящее положение человек, если он не только доминантен, но еще и умен, талантлив, порядочен, добр и заботлив, обеспечит всей группе очень большой успех. Причем у людей вклад такого доминанта может быть (в отличие от животных) неограниченно мощным. Вспомните выдающихся лидеров-ученых, конструкторов, тренеров.
Но беда в том, что доминантом может стать и человек очень опасный для общества, аморальный и даже психически больной. Довольно часто бывает, что небольшой ростом и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому что у детей сила важна, они ей меряются). В результате в нем накопился страшный заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг "взрослыми" способами, действуя интригами, травлей и т. п. Если ему удается захватить власть, он распоряжается ей безобразно. Люди давно заметили, что многие тираны ростом невелики, а в детстве их много били.
В. Р. Дольник, "Этологические экскурсии"
3 слайд
Вершину пирамиды мы увидели. А дно?
Увы, на дне самособирающейся пирамиды животные во многом деградируют. "Подонки" - совсем не нечто прямопротивоположное по своим качествам доминантам, а очень малоприятные существа, страдающие от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую они могут переадресовывать только неодушевленным предметам.
4 слайд
Какие же стимулы вынуждают стремиться вверх?
Часто иерархическое положение соответствует размеру того или иного органа:
На этот внешний стимул животные и реагируют. К примеру, если петуху приделать большой искусственный гребень, он быстро поднимется в иерархии.
Поведение других особей также способно активизировать иерархическое поведение.
С биологической точки зрения иерархия – производное от агрессивности и территориальности животных.
5 слайд
Кто может быть наверху пирамиды?
Оказывается, помимо
агрессивности,
способности легко выдерживать чужой прессинг и
быстро оправляться от поражения,
все остальные качества могут быть у доминанта любыми.
6 слайд
Когда иерархическое поведение появляется и исчезает:
Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения.
И оно не исчезает :) Хотя с возрастом проявления иерархического поведения, как правило, становятся мягче.
7 слайд
И последний вопрос:
зачем нужна иерархия?
Хороший доминант заботится об обществе, помогает слабым. Ведет своих подчиненных в бой в прямом и переносном смысле слова.
Самая выраженная иерархия у видов, которым угрожает больше опасностей. Потому что доминант – сильный и опытный зверь, способный защитить и помочь.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 669 355 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.