Ориентация пчёл во времени и пространстве

Цель Выяснить, как пчелы ориентируются во времени и пространстве.
Вывод Мы поняли, как пчелы ориентируются во времени и пространстве!
Спасибо За Внимание!

Ориентация пчёл во времени и пространстве

Пчелы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №66» Выполнил ученик 9 класса Савин Дмитрий

Цель Выяснить, как пчелы ориентируются во времени и пространстве.

Кто такие пчелы? Пчелы — летающие насекомые надсемейства Apoidea. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней; только у нескольких видов у одного пола или касты крылья очень короткие, что делает полёт пчелы трудным или невозможным делом.

Ориентация пчел во времени Пчелы могут ориентироваться по солнцу, луне, электромагнитному полю Земли и «цветочным часам».

Домики для пчел Важную роль в ориентировании пчел играет цвет улья. Многолетний опыт показывает, что если ульи на пасеке окрашены в цвета, хорошо различимые пчелами, то пчелы ошибаются редко.

Ориентирование по солнцу Способность пчел определять направление на Солнце не врожденная, а приобретенная, и обучаются ей пчелы постепенно на протяжении многих дней. Сначала пчела запоминает угол между направлениями на источник пищи и на Солнце и только позднее обучается с помощью биологических часов вносить поправку на видимое движение Солнца. Опыт: пчелу, обнаружившую корм, ловили у кормушки или на цветке и помещали на 3 часа в темную коробку. Выпущенная на волю, пчела тотчас полетела в правильном направлении и вернулась в улей, то есть ее биологические часы внесли в угол, образуемый направлениями на Солнце и на улей, поправку на видимое движение Солнца.

Ориентирование по магнитному полю Таким образом, пчелы довольно точно ориентируются по вектору гравитационной силы. Уклонение от него, обнаруженное у пчел-сигнальщиц, связано с реализацией врожденной программы поведения, побуждаемой суточными вариациями геомагнитного поля. Об этом свидетельствуют суточная цикличность динамики отклонений направления движения сигналыциц по отношению к вектору гравитационной силы и правильный выбор направления полета к цели особями, мобилизуемыми сигнальщицами. Судя по отношению пчел-сигнальщиц к компенсации или усилению МП Земли, отклонение угла их перемещения от реального направления к цели связано в значительной мере с суточными вариациями земного магнетизма.

Нервная система регулирует все функции организма, объединяет его в единое целое и является посредником между органами чувств и всеми другими органами. Через органы чувств организм воспринимает информацию из внешней среды, перерабатывает ее в нервных центрах и в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием совершает необходимые целесообразные действия. Нервная система полностью определяет поведение пчел во внешней среде соответственно импульсам, поступившим в нее из органов чувств. У насекомых нервная система сильно дифференцирована, имеет сложное строение и может быть подразделена на три части: центральную, периферическую и вегетативную. Нервная система

Рисунок показывающий расположение глаз пчелы Схема строения глаза пчелы Пчела Фасеточные глаза — основной парный орган зрения насекомых. Фасеточные глаза насекомых неподвижны, расположены по бокам головы и могут занимать почти всю её поверхность. Фасеточные глаза расположены на капсуле головы в глубоких впячиваниях кутикул, называемых глазными капсулами. Кольцо из кутикулы, охватывающее глаз извне, удерживает его на головной капсуле.

Вывод Мы поняли, как пчелы ориентируются во времени и пространстве!

Спасибо За Внимание!